Муниципальный округ Выхино-Жулебино
Официальный сайт
Полезно знать
Сообщить об ошибке
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Главная / Новости / Воспоминания о войне

Воспоминания о войне



Морозный октябрь 1941-го. Москва – огромный вооруженный лагерь. Непрерывный вой сирень. Противотанковые ежи на улицах, плавающие над городом аэростаты, всплохи ночных бомбардировок, пойманные перекрестными лучами вражеские самолеты, взрывы, потери. Затемненные окна домов, заклеенные бумажными полосками. Осиротевшие, опустевшие вдруг дворы, ночлеги в метро. Постаревшие лица женщин, спешавщих на двенадцатичасовую смену к станкам…

В военкоматах очереди добровольцев – школьники и старики, воевавшие еще в гражданскую. Артисты и поэты…

Объявления на дверях райкомов: «Все ушли на фронт!»

А меня на фронт не взяли! И поэтому я встала к револьверному станку на военном заводе.

Но вскоре позвал меня трудовой фронт под Звенигородом.

Я, свидетель и участник событий тех дней, до смертного своего часа не забуду леденящий холод ранней зимы, дождь пополам со снегом, вечно мучающий голод, непреходящую усталость от многочасовой вахты в непросыхающей одежде, когда рядом со сверстниками и овдовевшими солдатками то киркой, то лопатой долбила родную подмосковную землю, где еще недавно собирала васильки… а сейчас вкапывала бетонные колпаки дотов.

Не забуду расстреливающих нас с бреющего полета немецких летчиков, листовки, прилипающие к мокрым стенкам противотанковых рвов:

Милые дамочки!

Не ройте ваши ямочки!

Придут наши таночки –

Зароют ваши ямочки…

Но мы все-таки рыли! Это был наш фронт!

В начале 1945 года я завербовалась на трудовой фронт – грузчиком на железной дороге (Казанский вокзал). Наша женская бригада встретила день Победы в Нижних Котлах, где всю ночь разгружала баржу. 9 мая мы все, радуясь и скорбя, конечно, были на Красной площади. Это был незабываемый день!

Маленькая черточка

Да, всего лишь маленькая черточка разделяет годы 1941-1945.

Но вместила она бесконечно много: и двадцать миллионов сметенных войной жизней, и тысячи горьких сирот, и одиночество женщин, которым «еще до встречи выпала разлука». Пепелища, колючую проволоку фашистских концлагерей… Бабий Яр…

Подвиг женщин, вставших к станкам и впрягшихся в ярмо вместе с коровой, чтобы вспахать осиротевшую землю. Неутоленную жажду мести за погибших и до сих пор не захороненных солдат. И неизбывную тоску матерей, потерявших сыновей.

Но она же сплотила народ, скрепила фронтовую дружбу, помогла одолеть озверевших фашистов. Она принесла нам Великую Победу, которую мы встречали радостно, но «со слезами на глазах».

Только бы не забыть в нашей «новой стране», чем мы обязаны этим годам, чего нам стоила эта Победа.

Свидетелей тех лет остается все меньше. И долг наш рассказать ныне живущим, как это было.

Аэлита Боброва,

Поэт, писатель, член Союза писателей России.

 

Самая вкусная ириска

О выступлении школьников первого класса для раненых бойцов в ноябре 1941 года.

Белым-бела больничная палата,

И только кровь сочится сквозь бинты.

Лежат с войны пришедшие солдаты,

Для них подарки, и для них цветы.

Мне выступать, и я немного трушу,

Но все же в наступившей тишине

Дрожащим голосом пою «Катюшу»,

Ту песню, где ни слова о войне.

Привстал боец, назвал меня артисткой,

Прижался вдруг небритую щекой,

Вложил в ладошку тонкую ириску

И обнял загипсованной рукой…

Сбылись слова и стала я артисткой,

Та далека военная страда.

Но вот такую вкусную ириску

Не получала больше никогда…

 

====

Сегодня моей бабушкой любуется народ,

И гордо моя бабушка по городу идет.

Здоровья нет у бабушки и прежней красоты,

Но люди незнакомые подносят ей цветы.

Взлетает в небо ясное для бабушки салют,

Звучат слова прекрасные и яблони цветут.

За что сегодня бабушку приветствует страна?

А просто моя бабушка надела ордена!


 

Письмо из прошлого

Мой отец Дмитрий Яковлевич Мединец попал на фронт в 1942 году, – рассказал редакции житель Жулебино Юрий Дмитриевич Мединец. – Вместе с ним ушел и его брат Петр. После артиллерийских курсов в городе Коврове их направили в 958-й стрелково-истребительный полк 299-й дивизии в составе 66-й армии Сталинградского фронта. В августе они уже участвовали в боевых действиях, отец наводчиком 45-мм пушки, Петр бронебойщиком танков. Оба были ранены, Петр умер от ран, а отец оказался в госпитале. Вернулся в строй он в феврале 1943 года в составе 3-го Украинского фронта. День Победы встретил в Вене.

Юрий Дмитриевич принес в редакцию письма и фотографии отца. Сам Дмитрий Яковлевич умер в 1986 году. На 30-летие Победы он написал письмо в редакцию газеты, которое почему-то осталось неотправленным. В нем он рассказывает о своем фронтовом друге, с которым как раз познакомился в госпитале. Сегодня мы по просьбе сына фронтовика печатаем это письмо, пролежавшее 40 лет в семейных архивах, с небольшими сокращениями.

«В эти дни мне особенно хочется рассказать о моем боевом товарище Есине Михаиле Васильевиче. Свой боевой путь Миша прошел в составе 11-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Прошел от Сталинграда через Украину, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию.

Михаил – участник освобождения крупного железнодорожного узла Апостоловка, участник переправ на реках Ингул и Ингулец, форсирования Днепра, Одесской операции, многих других операций по освобождению Украины. Он отличился в уличных боях при освобождении Белграда, сражался в Венгрии.

За словами «участник освобождения» кроются целые события, потребовавшие от Миши полного напряжения и мужества. Например, при форсировании реки Южный Буг нашему взводу из 16 человек дали задание навести штурмовой мостик через реку для переправы. Нас хорошо видел с другого берега противник и интенсивно обстреливал, но на протяжении двух часов ничего не мог с нами сделать, так как снаряды попадали в трясину и осколки почти не разлетались. Тогда они бросили на нас авиацию. Двенадцать «Юнкерсов» на 16 солдат! Это сколько бомб на каждого солдата? Но боевое задание было выполнено. Дальнейшее наступление обеспечено.

Для нас, солдат, примером во всем служил сержант Михаил Есин. Веселый, шутник, найдет для каждого добрые слова. За храбрость Есин был награжден орденом Красной Звезды, многими медалями и как лучший солдат части был направлен в Москву на первый Парад Победы в 1945 году.

В моей памяти Миша остался двадцатитрехлетним, стройным, красивым, в любых условиях опрятным, очень скромным, но требовательным по отношению к себе. Я счастлив, что судьба свела меня с таким человеком.

И вот спустя 25 лет, в 1970 году, я разыскал Михаила. Он все такой же: веселый, доброжелательный. Работал машинистом электропоезда, его портрет висит на городской Доске почета. У него дружная семья. Только он уже не Миша, и Михаил Васильевич!

Дорогая редакция! Хочется, чтобы о таких людях знали больше. Прошу вас, расскажите на страницах газеты о моем хорошем боевом товарище и поздравьте всех жителей нашей страны с Днем Победы!»

С радостью, хоть и с опозданием, выполняем просьбу Дмитрия Яковлевича.

Записала Ирина Смирнова

Встреча с Михаилом Васильевичем состоялась в 1970 году. Первый слева в верхнем ряду – Д.Я.Мединец, крайний справа – М.В.Ясин.

Мы были готовы к войне

Поговорить о том, как воспитывали молодежь в довоенное время, почему перед теми поколениями не стоял выбор, защищать ли Родину, мы с участником Великой Отечественной войны Федором Ивановичем Дьяченко договаривались уже давно. А тут еще в апрельском номере «МВ» вышла статья «Патриотизм для галочки», в которой речь шла о том, что многие патриотические мероприятия в школах и вузах проводятся формально, не затрагивают души молодых людей. С нее-то и начался наш разговор.

Интересная и нужная статья, хоть и горько ее читать. Сегодня в обществе много спорят о патриотизме. И никто не знает, как в условиях, когда в стране нет внятной идеологии, воспитывать молодежь. Вопрос этот очень важный, нужно, чтобы молодые люди гордились Родиной, оставались жить в России, а не бежали покупать острова, яхты, футбольные клубы, когда вырастут.

Недавно Федеральное агентство по делам молодежи («Росмолодежь») разработало государственную программу по патриотическому воспитанию молодежи. Авторы программы обещают за пять лет увеличить долю россиян, «гордящихся своей страной», на 8%, добиться роста числа призывников в армию на 10%.

Можно ли измерить любовь к Родине процентами? Я сомневаюсь. Скорее это какая-то липа, чтобы получить деньги из бюджета. Так это точно не делается.

Давайте вернемся к прошлому опыту. Как воспитывали патриотизм во времена Вашей юности?

Была стройная система воспитания молодежи. Октябрята, пионеры, комсомольцы. Было принято шефствовать над младшими. Если в классе появлялся троечник, все хотели ему помочь, подтянуть. Ведь между пионерскими дружинами было соревнование, и каждая дружина хотела выйти вперед. Я рос в районном центре Петропавловка Воронежской области – сельская местность, все жили бедно, просто. Но работали кружки в школах, проходили конкурсы художественной самодеятельности, это укрепляло дружбу между учащимися. У меня были обязанности по дому с самого раннего возраста, нужно было помогать родителям. Да и у всех было так – дети помогали взрослым. А в летние школьные каникулы старались работать в колхозе и на приусадебных участках.

После уроков мы с моей одноклассницей Людой Прихоженко (Руденко) бежали в младшие классы. Люда – участница Великой Отечественной войны, а после войны стала учителем, потом директором школы. Она и сейчас, хотя ей, как и мне, уже за 90, занимается общественной работой в Нововоронеже. Удивительная женщина! Многие годы была председателем Совета ветеранов своего города. Так вот, мы шли к малышам и с ними проводили уроки пения, танцы, читали книги. Помогали делать уроки.

А Вам это было интересно – возиться с малышней?

Конечно, потому что ребятам это было интересно. Нас с нетерпением ждали, хотели, чтобы мы приходили. Из этих малышей мало кто остался в живых, многие погибли на войне. Они были младше меня, попали на фронт только в 1944–1945 годах, но вот так сложилось. Многие и из моего класса не вернулись с войны. Война прошлась по моему поколению.

А какая была общая атмосфера в стране?

- Готовились к войне, все усилия были направлены на индустриализацию страны, были построены тысячи заводов.

Вот так прямо и говорили тогда – будет война, давайте готовиться?

Конечно, так никто не говорил. Говорили: мы должны быть готовы к войне – защите своего Отечества. Сталин сказал: «Чужой земли не хотим, но и своей ни пяди не отдадим», и это было для всех очень понятно. Поэтому молодые люди сдавали нормы БГТО (Будь готов к труду и обороне), потом ГТО, становились ворошиловскими стрелками, изучали методы химической защиты. Когда в 1939 году наша страна заключила Пакт Молотова–Риббентропа, все успокоились – значит, войны не будет. Но вскоре выяснилось, что фашисты нарушили условия договора, и нам пришлось защищать свою страну.

Наши поколения были готовы к этому. Трудно провести какие-то параллели между тем временем и сегодняшним днем. Сейчас все совсем по-другому. И какие должны быть формы патриотического воспитания молодежи, сказать трудно. Но вопрос этот ключевой, его обязательно надо решать в первую очередь.

Ольга Михайлова


Одноклассники Федора Ивановича. Многие не вернулись с фронта.

 

Если у вас есть вопросы, задавайте их, мы непременно ответим.

Задать вопрос